Выбор первого автомобиля — всегда непростая задача. Советчиков у
будущего автомобилиста всегда много, а денег на все пожелания, как
правило, не хватает. При бюджете до $10 тыс. на рынке можно найти
впечатляющее количество б/у авто и довольно скромный выбор новых.
Но
если вы не готовы приобретать друзей на СТО, справляться с мелкими
поломками на дороге и получать глубокие знания по устройству автомобиля,
другого варианта, нежели присмотреть себе машину в автосалоне из числа
бюджетных моделей, нет. Да, они также не славятся надежностью, но на них
хотя бы дают гарантию.
Увы, выбирать придется лишь среди авто, произведенных в Украине,
Узбекистане, России, Китае или Иране, — цены на наиболее доступных
«европейцев», «японцев» и «корейцев» стартуют от $10,5 тысячи, да и то в
базовой комплектации, а если хочется купить что-то более-менее
приличное, нужно, чтобы в кармане было хотя бы $12–15 тысяч.
Впрочем, многие водители-новички сознательно идут на то, чтобы купить
недорогой автомобиль, исходя из того, что все равно за первый год
вождения будет масса мелких ДТП и водительских ошибок. Хорошую машину
«убивать» жалко, а вот поучиться ездить на бюджетной модели вполне
можно: цены на запчасти и ремонт отличаются в разы. К тому же бывалые
водители часто говорят, что если человек научился ездить на бюджетном
автомобиле, то машину подороже он будет водить просто блестяще.
«Вести» отобрали самые интересные варианты в наиболее доступной ценовой
категории и проанализировали их преимущества и недостатки с точки
зрения эксплуатации для молодой семьи из 2–4 человек (муж, жена, ребенок
и время от времени одна из бабушек — теща или свекровь) с ежемесячным
доходом порядка 8 тысяч гривен. Если ежемесячный доход членов семьи
меньше этой суммы, с покупкой авто лучше обождать, иначе средство
передвижения станет «недвижимостью», так как само по себе требует затрат
на топливо и сервис.
+ Этот автомобиль фактически занял нишу снятой с
производства «Таврии»: недорогой по цене, относительно экономичный по
расходу топлива, недорогой в ремонте и обслуживании. К тому же за счет
компактных размеров на нем легко парковаться, а в салоне помещаются
четыре человека (или на задний ряд можно поставить детское автокресло). К
тому же он еще и более-менее безопасный, судя по результатам
краш-тестов. Машина вполне годится для того, чтобы добраться по городу
на разрешенной скорости из точки А в точку Б. Выпускается авто в
Узбекистане.
- Автомобиль слишком легкий — управлять им на трассе
страшновато, особенно когда мимо проносится внедорожник или фура
(возникает ощущение, что «малыша» весом всего 800 кг сдует ветром).
Экономичность у авто можно назвать неплохой лишь относительно — по опыту
эксплуатации известно, что расход топлива нередко доходит до 8 л/100
км. Также при попытке разогнаться выше 90 км/час дает о себе знать
слабая звукоизоляция, а двигатель откровенно «не тянет», особенно в
версиях с кондиционером. Да и багажник слишком мал для семьи — место
есть лишь для пары сумок.
+ У этого авто, выпускаемого в Запорожье, полноценный
багажник и салон на пятерых. К тому же он более-менее безопасный и, судя
по отзывам таксистов, надежный. Плюс он прощает ошибки водителю,
например, обрыв ремня ГРМ. Добавим сюда еще и возможность за небольшие
деньги установить ГБО (для таких авто практически везде есть спецпредложения в Киеве — 3,5–4,5 тыс. грн). Приятны и цены на сервис (пройти ТО
раз в год стоит около 1–1,5 тыс. грн), а в случае выхода авто из строя
отремонтировать его можно даже в самом отдаленном селе.
- Внешность автомобиля всем приелась, особенно
владельцев раздражает, когда их путают с таксистами. Двигатель слабоват
во всех версиях. Хромает и шумоизоляция с точки зрения современных
требований. Недостаточно комфорта и в салоне: сиденья откровенно
неудобные (только на авто польской сборки есть валики для поддержки
спины), а после установки ГБО места в багажнике остается совсем мало.
Версия с кондиционером и гидроусилителем есть, но стоит слишком дорого.
Плюс досаждают мелкие неисправности из-за бракованных запчастей и
огрехов сборки.
+ Сегодня этот «китаец» — один из самих продаваемых
автомобилей на украинском рынке. Секрет успеха — низкая цена и богатая
комплектация. Уже в базе машина оснащена кондиционером, усилителем руля,
АБС и подушкой безопасности. Салон рассчитан на четырех пассажиров,
есть место и для детской коляски в багажнике, вместе с 2–3 чемоданами. А
за доплату в 5 тыс. грн автосалон предлагает заводское ГБО.
Конструктивно авто несложное, и на украинских СТО (в том числе и
региональных) уже накопился опыт по его ремонту.
- Назвать этот автомобиль комфортным можно лишь с
натяжкой — посадка рассчитана на низкорослого водителя (до 170 см), а
рослому и дюжему мужику будет откровенно тесно. В течение первого года
эксплуатации в салоне пахнет ядовитой и опасной для здоровья химией. Еще
один недостаток — дефицит кузовных запчастей и высокая стоимость
восстановления авто даже после мелкого ДТП. Да и результаты краш-теста,
проводимого несколько лет назад, пугают: авто не оставляет шансов выжить
водителю и пассажиру.
+ Конструктивно этот автомобиль узбекского
производства неплох, так как является потомком знаменитого Opel Kadett E
середины 80-х годов прошлого века. У багажника отличная вместительность
(530 литров — поместится даже телевизор), а салон рассчитан на пятерых.
Ни с сервисом, ни с запчастями проблем нет, так как авто присутствует
на рынке еще с 90-х годов — и на любом СТО легко разберутся с возможными
поломками. Нет проблем ни с надежностью,
ни с безопасностью.
- Дизайн автомобиля — откровенно устаревший даже по
сравнению с Sens-Lanos (и неудивительно — «Ланос» моложе). Также в
последние годы автомобилисты жалуются на брак при окраске кузова — через
несколько лет он местами покрывается ржавчиной. Есть огрехи и в сборке:
после покупки нужно заезжать на СТО и подтягивать основные узлы и
агрегаты. Не всем понравится и интерьер, в котором так и отдает прошлым
веком, кроме того, некоторые элементы сделаны из некачественного
пластика и часто ломаются.
+ Это пятиместое авто — новичок рынка с необычной
внешностью. Модель производится не в Китае, а в Иране (звучит надежнее),
но по комплектации он готов потягаться с любым «китайцем» в этой же
ценовой категории: в базе есть гидроусилитель, две подушки безопасности,
АБС, кондиционер и электропакет.
- Ничего пока не известно о надежности авто этой
марки. Точно так же сложно сказать и о наличии запчастей, и о
компетентности сервиса. Салон тесноват, а качество деталей интерьера
оставляет желать лучшего. Сложно сказать, и как поведет себя авто зимой —
климат в Иране разительно отличается от нашего.
+ Внешне этот китайский автомобиль выглядит
симпатично. Еще бы — источником вдохновения явно служил BMW Mini. Места в
салоне для молодой семьи достаточно, как и объема багажника. Радует и
комплектация: в базе включено все — от подушек безопасности и ABS до
магнитолы с USB и кондиционера.
- Несмотря на заимствования у дорогой модели, красивым
это авто назвать сложно. Поведение на дороге — посредственное. На
скорости выше 100 км/час довольно шумно, управляемость оставляет желать
лучшего. Также владельцы жалуются на своеобразное сцепление из-за
возможности спутать передачи.
+ Этот «китаец» является копией Seat Toledo (он же VW
Golf) — есть возможность ставить запчасти от этих моделей, а также
накоплен опыт по ремонту этих авто. Уже в базовой комплектации машина
богато оснащена (кондиционер, ГУР, электростеклоподъемники, АВS). Очень
удобна форма кузова — пятидверный лифтбек, она позволяет перевозить
громоздкий багаж.
- На внешности сходство с Seat Toledo заканчивается —
запчасти подобрать можно, но мастерам приходится для их установки
применять смекалку. Есть проблема с кузовными деталями, которые
приходится искать на разборке. Плюс машина на краш-тестах показала себя
крайне опасной, также первое время салон неприятно пахнет пластмассой.
КРЕДИТНЫЙ ВОПРОС
Любой
из перечисленных в нашем обзоре автомобилей можно приобрести в кредит.
Чтобы узнать условия, мы объехали с десяток украинских банков.
Практически все финучреждения требуют первый взнос от 30%, а годовая
процентная ставка составляет 11–16% (в зависимости от банка).
Максимальный же срок, на который дают кредит, — 7 лет. При этом авто
нужно каждый год страховать на сумму порядка 8% от стоимости авто (если
машина стоит 70 тыс. грн, то нужно каждый год платить по 5 тыс. грн).
Правда, в кредитных отделах тихо, как и в автосалонах, — украинцы не
спешат покупать машины на этих условиях, хотя они сравнимы с
докризисными (такие же ставки были в 2007 году). Дело в том, что во всех
без исключения банках требуют справку о доходах, в которой должна быть
указана зарплата не менее 6 тыс. грн в месяц. Такие зарплаты на рынке не
редкость, но вот платят их чаще в конвертах.
Кроме того, банки требуют
поручителя (например, если кредит оформляется на мужа, то поручителем
выступает жена), который также получает высокую белую зарплату.
МИНУСЫ ДЕШЕВЫХ АВТО, И КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
С чем придется мириться покупателю
Если чисто математически сравнить техданные дешевых авто с их
собратьями из среднеценового сегмента, то может появиться иллюзия, что
на корейские, европейские и японские авто завышены цены. Но на практике,
покупая дешевый автомобиль, потребитель столкнется с рядом сложностей.
- Слабый сервис На гарантийных СТО каждую рекламацию
нужно доказывать, иногда с матами — представители СТО ищут любой повод,
чтобы отказать в бесплатном ремонте. Предпродажную подготовку таких авто
обычно не делают вовсе. А за установку сигнализации, парктроника или
магнитолы дерут втридорога.
- Заводской брак В течение первого года эксплуатации
обязательно вылезут 3–4 мелкие неисправности (с авто подороже это
случается намного реже), на которые придется потратить время: записаться
на СТО, приехать туда в свое рабочее время, постоять в очереди.
Неприятности могут возникнуть и прямо на дороге, причем такого рода, что
будет нужен эвакуатор.
- Плохой имидж Окружающие часто смотрят на владельцев
дешевых авто с предубеждением: или бедняк, или нет вкуса, или жлоб.
Кроме того, такие машины почему-то особенно часто останавливает ГАИ.
Как можно улучшить бюджетное авто
Естественно, практически всех владельцев не устраивают потребительские
свойства недорогого авто. Многие в течение первого года стремятся их
улучшить. Что можно сделать?
- Шумоизоляция — 4–7 тыс. грн. Салон на СТО полностью
разбирают и обклеивают изнутри специальным звукоизоляционным материалом.
Ездить в авто становится намного приятнее.
- Электрика — 4–8 тыс. грн. Улучшенная магнитола,
переключение музыки на руле, электростеклоподъемники, парктроник — все
эти мелочи создают допкомфорт.
- Сиденья — 3–7 тыс. грн. Очень часто покупают на
разборке и ставят на место штатного передние сиденья и задний диван.
Минимальные требования — наличие боковой поддержки, валиков для спины и
электроподогрева. Максимальные — чтобы салон стал еще и кожаным.
- Внешность — 1–35 тыс. грн. Начинают с ксеноновых фар.
Затем устанавливают внешние элементы вроде подкрылков, антикрыла,
аэродинамической юбки. И заканчивают спортивным глушителем и обклейкой
кузова спецпленкой.
- Чип-тюнинг — 500–1,5 тыс. грн. Мощность двигателя
увеличивают перепрошивкой блока управления — ее можно увеличить на
20–30%. Правда, за счет сокращения службы мотора и увеличения расхода
топлива.
ПОТРЕБИТЕЛИ ИЩУТ АВТО ПО ЦЕНЕ ОТ $6 ДО $10 ТЫСЯЧ
Крупнейший портал по продаже авто Auto.ria в июне опубликовал
результаты опроса своих посетителей, посвященного критериям выбора авто.
Большинство опрошенных (36%) при покупке машины ориентируются на цену
6–10 тыс. долларов. Еще 22% водителей подыскивают себе авто с ценником
менее 5 тыс. долларов. А вот автомобили стоимостью свыше $25 тыс. ищут
лишь 6% опрошенных. Только 3% потребителей сразу знают, какое авто они
хотят купить, а 40% респондентов отметили, что делают выбор между 3–4
моделями.
КИТАЙСКИЕ АВТО СЧИТАЮТСЯ ХЛИПКИМИ ДАЖЕ В КИТАЕ
Согласно опросу китайских водителей, который проводило в прошлом году
консалтинговое агентство D. Power and Associates, на 100 новых
автомобилей местного производства в первые шесть месяцев эксплуатации
приходится 212 жалоб на неисправности.
Чаще всего владельцы жалуются на
внезапный рост потребления топлива, падение мощности силового агрегата, а
также поломки кондиционера. Также они жалуются на плохую шумоизоляцию и
общий дискомфорт от езды. В опросе участвовали 20 639 водителей.
Владислав Бовсуновский, газета Вести